Пишет
Neivid@ljМы стали старшеВы тоже заметили, да? Мы стали старше.
Вначале все на свете старше нас. Мы младше других детей во дворе, младше задавак-первоклашек - какие же они большие, божемой, в одном из них целых метр двадцать роста. Мы младше второклассников, третьеклассников, старшеклассников, студентов. "Он уже на третьем курсе, "она уже окончила институт" - а мы еще нет. Мы столько всего еще нет.
Мы моложе взрослых - конечно же, мы моложе взрослых. Они повсюду, мы смотрим на них снизу вверх (а потом - и сверху вниз, но какая разница). Они везде. Мир принадлежит им, а мы принадлежим себе. Они, правда, считают, что и мы принадлежим им. Но мы-то знаем, что нет.
читать дальше...Мы говорим про кого-нибудь: "Он не с нами, он же взрослый!". Он - лет двадцати, тридцати, сорока. Другой породы. Мы самое новое, что есть в этом мире.
Потом весь мир начинает потихоньку нас догонять. Младшая сестра гуляет с мальчиком (какие мальчики, я ей пеленки менял!). Соседка-ровесница вышла замуж. Так рано? Почему "рано", ей двадцать пять... Одноклассница в парке катает коляску, прогульщик из старой школы водит "Тойоту", хулиган и гроза района уже отсидел, уже женился, уже развелся...
Но это все еще ничего. Это еще - "они", не мы. "Им" - можно. Они могут жениться, рожать детей, водить автомобиль, играть на бирже и выступать по телевизору. А у нас бежит другое время. Мы можем писать шпаргалки, кататься на велосипеде, рвать малину с куста и точно знать, что бабушка - бессмертна.
А потом и бабушка не бессмертна. А потом и мама.
Как "мама", почему "мама", это же значит, что мы уже не маленькие, да?
Мир продолжает катиться нам навстречу.
Мы уже старше всех парикмахеров, барменов и официанток.
Продавщиц и учительниц.
Водителей и медсестер, девочки-массажистки и тренера в тренажерном зале.
Мы старше соседки, соседкиного мужа - бухгалтера в нашей фирме, соседкиной дочки - ей в этом году поступать, и ее репетитора - да он родился в том году, когда мы поступали!
Дети восьмидесятого года рожденья где-то работают и даже давно начальники. Дети девяностого года рождения играют свадьбы. Дети двухтысячного года рождения... Подожди, подожди. Какой двухтысячный год? В двухтысячном году начнется новый век, а мы станем старыми, да? Глупость какая, откуда двухтысячный год, не бывает таких годов.
Но мы все еще младше. Мы младше политиков, адвокатов, деканов, психологов и врачей.
Главное - врачей.
Сначала мы младше их всех, даже терапевта, и это привычно. Потом мы уже старше терапевта, но младше стоматолога. Догоняем стоматолога, зато остается хирург. Хирурги очень долго старше нас. Это приятно: мы в надежных руках.
До тех пор, пока в больнице (пустячная операция, какие-то полипы, ну что у меня может быть серьезного, я тебя умоляю) нам не протягивает профессионально отмытую руку совсем молодой человек. Мы вздрагиваем, не доверяем: он же моложе нас, когда он успел стать хирургом? Ладно, расслабься, не в возрасте дело. У этого юноши все-таки наверняка приличное образование, в его неприлично юные сорок... семь...
Дольше всех старше нас остаются онкологи. Но и они сдаются - перед теми, кому повезло.
Последним младше нас оказывается врач-гериатр. И даже психогериатр (должен же хотя бы на эту специальность быть возрастной ценз... или все-таки нет?).
И вот тогда, когда гериатр моложе нас на двадцать лет, а его медсестра - в четыре раза, когда у соседей родители, а иногда и деды годятся нам в сыновья, когда студенты пишут в анкетах год рождения, похожий на номер нашего первого домашнего телефона, когда моложе нас уже абсолютно все - тогда уже наплевать.
Какая разница, сколько им лет. Важно, что мы уже можем все то, чего они пока не могут. У нас уже все получилось: ведь отныне "те, кому повезло" - это мы.
В этом году мы уже живы. В этом году мы уже отметили день рожденья. В этом году уже не будет жарко, в этом году уже не будет ливней, в этом году уже лето, а следующей зимы, может быть, вообще не будет. Мы все детство об этом мечтали: чтобы не было следующей зимы.
Выйти на улицу, посмотреть на небо, посмотреть на голубей, которые вылупились уже после того, как нам сравнялось девяносто. Все на свете произошло уже после того, как у нас уже все произошло.
Мы уже "еще не умерли", а они еще "уже родились". Мы уже вышли на пенсию, когда эта невеста ходила в ясли. Мы уже хоронили друзей, а сегодняшний премьер-министр еще учился в начальной школе. Зато мы есть. У нас, в отличие от остальных, это уже "зато".
А главное - мы уже поняли, что самое интересное у нас-то как раз впереди. Вот оно, уже маячит за поворотом. Но тем, которые все моложе нас, этого не понять. Как младенцу не понять трехлетку. Как первокласснику не понять жениха. Как студенту не понять декана. Как терапевту не понять гериатра.
Жаль, что ни капли от этого понимания не передать тем, кто младше нас.Спасибо [L]элли;[/L] за репост.
Хороший пост
А ты не хочешь поучаствовать в проекте "психотип изнутри"? Было бы интересно почитать твое эссе. И я бы с радость оказал-бы тебе содействие в его написание.
Время измеряется относительно каких-то событий, являющихся «точками отсчета». Чем больше в твоей жизни этих точек, тем насыщеннее ты живешь.
Например «мировое время» - общее для всех, измеряющееся относительно движения земли, измеряемое с помощью часов и календаря.
Индивидуально время - это набор изменяющихся во времени восприятий. Время отсчитывается событиями, а единственный способ узнать о событии – это его различить, воспринять. Соответственно, чем больше человек различает, тем больше у него «субъективного» времени.
У каждого из нас – «субъективное» время, несмотря на то, что с помощью часов мы можем отсчитывать общее "мировое" - у каждого из нас свой отсчет времени. И если у человека насыщенная, интересная жизнь - его время "растянуто" по отношению к "мировому", а если жизнь скучная, если человек себя не осознает - его личное время гораздо "короче", чем "мировое".
Вообще, за день можно сделать столько всего, столько открытий совершить - то день станет пунктирной точкой в 24 часа. Он будет прожит особенно интенсивно. А можно совершать стандартный набор действий, жить как во сне в течении года и тогда год будет воспринят как один день. Это означает, что год попросту проебан впустую.
Что-то у меня часто комментарии сводятся к рассказам о себе. У меня, по ходу, потребность рассказать о себе всем, только не понимаю, зачем. И не понимаю, зачем людям это нужно — читать обо мне: у всех и свои жизни не менее интересные, поэтому как-то неловко писать где-то посты про себя, загружать людей собой, навязываться.
Эссе должно помочь мне в этом.
Время есть там, где есть изменения. Изменение -- разница между "было" и "стало". Для измерения времени обычно берут какой-нибудь циклический процесс с более-менее строгим периодом. Временем одного цикла.Так мы получаем эталон времени -- сутки. Его можно дробить на части. Чтобы мерить меньшие промежутки времени, мы берём процесс с меньшим периодом -- например колебания маятника. Он был в крайне левом положении, качнулся туда и назад -- и вот он в том же положении, что и был. Один период прошёл. Эти периоды можно считать и сравнивать их число с другими процессами, где есть "было" и "стало", состояние в один момент времени и в другой. Мы воспринимаем время, соотнося скорость разных процессов. Можно говорить, что "времени нет", но это будет словами, потому что есть "раньше" и "позже", событие перед другим и событие после другого, предшествовавшее и следующее за ним. Насколько раньше и насколько позже? Эти вопросы получают смысл, когда мы сравниваем скорость разных процессов. Смотря на механические часы, мы сравниваем с количеством полных циклов балансира -- кольцевого маятника на тонкой пружинке. На электронные -- с количеством колебаний в схеме -- оно может задаваться кварцевым резонатором или как-то ещё. Время мы воспринимаем, соотнося скорость разных процессов, а скорость -- соотнося неодновременности в разных процессах, "раньше" и "позже", "было" и "стало". Нет времени -- нет процессов, нет разных состояний, нет движения, изменений. Есть изменения -- их частоту и скорость можно сравнивать, так получим время и возможность его измерять.
Где нет времени, там нет изменений. Точка там, где нет времени, не может "перемещаться", потому что "перемещение" -- процесс, протяжённый во времени. Она может быть как угодно размазана, но раз и навсегда, потому что в такой системе кроме этого "раз и навсегда" нет ничего -- один-единственный момент, никакого движения. Есть движение -- появилось время.
Другими словами - тем лучше ты фиксируешь события вокруг, чем более бдительна, более осознанна, тем большем временем ты располагаешь. Так ты растягиваешь свое время.
Nnear, не переживайте. Я сама пишу о себе часто. Не стоит этого стыдиться, если это искренне и красиво. А у Вас, на мой взгляд, красиво.
Энман, все это я очень хорошо понимаю. Хорошо в этом помогает увлечение физикой: многие процессы, изучаемые в ней, основаны на периодичности во времени. А в космологии основные теории зарождения вселенной постуллируют о том, что время возникло вместе с материей, а до ее проявления времени не было.
Спасибо за общий вывод. Ты окончательно убедил меня в том, что нужно делать много всего, как бы оставляя зарубки на шкале времени.
~Exotic_turquoise_bird~, спасибо за добрые слова.